Конференция «Охрана и эксплуатация подземных вод»: начало диалога

11 июля 2013

Конференция «Охрана и эксплуатация подземных вод»: начало диалога

Конференция была организована по инициативе саморегулируемой организации НП «Объединение бурильщиков на воду» и «Института природопользования и экологии» под эгидой Российской Академии Естественных Наук. В конференции приняли участие представители государственных структур, связанных с эксплуатацией и охраной подземных вод, МЧС, местных органов власти, научного сообщества, специалисты из буровых компаний, гидрогеологи, геофизики, представители профильных научно-исследовательских учреждений и ведущих ВУЗов страны. Участники конференции приехали из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Уфы, Белгорода, Воронежа. Конференция проводилась с целью профессионального анализа состояния подземных вод России и оценки практики работы с подземными водными ресурсами на сегодняшний день. Поэтому участники конференции смогли компетентно проанализировать и четко сформулировать проблемы, связанные с охраной и эксплуатацией подземных вод, а также предложить пути их решения.

В ходе конференции была принята резолюция, которая была впоследствии опубликована на сайте НП «Объединение бурильщиков на воду», а также в журнале «Рациональное освоение недр» (официальный печатный орган Федерального агентства по недропользованию Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации).

Публикация резолюции вызвала интерес и послужила началом постоянной дискуссии о том, какие действия необходимо предпринять для создания цивилизованного рынок бурения на воду в России. Мы приглашаем всех желающих принять участие в этой дискуссии. 

Генеральный директор ОАО «Промбурвод»,

Председатель Наблюдательного Совета  НП «Объединение бурильщиков на воду»

Б.Е.Френкель
 

Текст резолюции

Участники конференции, обсудив проблемы эксплуатации и охраны подземных вод, отметили, что подземные воды рассматриваются как важнейший ресурс современности, а рациональность их использования является стратегической задачей всех государств. Участники конференции отмечают следующие важные особенности охраны, эксплуатации и управления сферой подземных вод в России:

• Существующая система управления подземными водами нуждается в совершенствовании в силу ее недостаточной эффективности. Скопированная в целом с советской модели, эта система управления не учитывает многих новых реалий современной России. Главная проблема состоит в полной стихийности развития рынка бурения на воду для населения (физических лиц), который находится вне всякого регулирования. Разрозненно и стихийно действующие предприятия, работающие с подземными водами, не имеют своего представителя, который мог бы вести диалог с представителями органов власти. Проблема также и в том, что вести такой диалог не с кем. В системе органов государственного управления отсутствует орган, который комплексно отвечал бы за все аспекты управления подземными водными ресурсами и только за них. Таким образом, существует серьезный разрыв между хозяйствующими на рынке подземных вод субъектами и государством. В связи с этим средства Федерального и местных бюджетов востребуются для решения вопросов охраны и эксплуатации подземных вод далеко не в той степени, в которой это необходимо для сохранения этого важного стратегического ресурса страны. В результате сложилась острая недостаточность финансирования для решения проблем, связанных с подземными водными ресурсами. Имеющиеся в этой важной сфере риски нарастают, и их опасность явно недооценивается обществом.

• В России существуют только устаревшие технические стандарты на бурение на воду, разработанные еще в СССР, новые требования не разрабатывались и не утверждались. Но да же устаревшие советские стандарты не являются обязательными, и поэтому никем не контролируются. В совокупности с полной бесконтрольностью бурения на рынке физических лиц это привело к беспрецедентному снижению качества буровых работ и, как следствие, нарастанию загрязнения подземных водоносных горизонтов.

• Отсутствует единая сквозная система учета и контроля скважин, в частности, не ведется учет скважин для физических лиц, заброшенных и бесхозяйных скважин. Это ведет к растущему загрязнению подземных вод, истощению их запасов. Особую опасность несет огромное число заброшенных скважин (по некоторым оценкам более 300 тыс.), являющихся очагами загрязнения подземных вод. Загрязняющий эффект этих скважин никем не исследуется, и общество не знает степени возникающих в связи с этим рисков.

• Система мониторинга подземных вод нуждается в серьезном развитии и изменении организации работы. Имеющиеся официальные данные загрязнения подземных вод занижены и не отражают реальной картины загрязнения. На территории страны разрастаются крупные депрессионные воронки с нарастающим снижением уровня воды, как это имеет место в московской депрессионной воронке.

• Отдельные компании, работающие на рынке бурения для населения, в ситуации полной бесконтрольности и отсутствия регулирования склонны к теневой стратегии развития. Это привело к существенному занижению цен «теневыми» бурильщиками на воду, что повлекло за собой неизбежное снижение качества используемых материалов, снижение качества бурения, подорвало экономические основы воспроизводства технической базы легальных компаний, ведущих честный бизнес в области подземных вод.

• Законодательная база, регулирующая эксплуатацию и охрану подземных вод, страдает неполнотой и фрагментарностью. Имеются несоответствия между Законом «О недрах» и Водным кодексом РФ, многие проблемные вопросы не отражены в имеющихся законах.

• Отсутствуют федеральные и региональные программы и механизмы бюджетного финансирования, направленные на решение проблем, связанных с подземными водами.

Учитывая вышеизложенное, участники Конференции предлагают следующие меры, направленные на решение проблем охраны и эффективной эксплуатации подземных вод:

   1. Целесообразно приступить к совершенствованию системы управления подземными водными ресурсами, которая должна стать самостоятельным объектом государственного управления и финансирования. В организационной структуре Министерства природных ресурсов и экологии целесообразно создать Федеральное агентство по подземным водам, в ведении которого должны находиться все вопросы государственного управления водными ресурсами России. Имея все необходимые государственные полномочия, это агентство будет способно провести всю работу, необходимую для эффективного обоснования и использования бюджетных федеральных и местных финансов в той степени, которая требуется для охраны и безопасной эксплуатации подземных водных ресурсов.

   2. Необходимо организовать эффективное партнерство государства и профильных СРО для создания цивилизованного рынка бурения и эксплуатации подземных вод. Гибкие условия саморегулирования находящихся на самоокупаемости СРО в партнерстве с государственными структурами управления создают новые возможности для решения многих вопросов, что особенно актуально в условиях членства России в ВТО. Передача части регулирования рынка бурения на воду на уровень саморегулирования хозяйствующих субъектов позволит государству быстро, с малыми затратами и профессионально решить многие назревшие проблемы, которые не имеют столь эффективного решения чисто государственными инструментами и методами управления.

  3. Развить и усовершенствовать систему контроля за загрязнением подземных вод, провести ревизию скважин сети наблюдения и увеличить их количество. Создать необходимое число скважин только для наблюдения за состоянием подземных вод, в том числе на территории недропользователей. Улучшить материальную базу органов ГМСН, принять серьезные меры по повышению точности и полноты данных о состоянии подземных вод от недропользователей. Внедрить современные методы оценки состояния скважин и загрязнения подземных вод, в частности, путем создания систем автоматизированного контроля скважин и качества воды.

  4. Создать «Единый реестр скважин на воду», включающий фонд скважин физических лиц. Инвентаризация должна охватить все скважины, в том числе личные и бесхозяйные неэксплуатируемые скважины.

  5. Тщательно изучить ситуацию и разработать предложения по наведению порядка на стихийно развивающемся в настоящее время рынке бурения на воду для частных лиц. Обратить особое внимание на контроль качества работ. Рассматривать как основу для создания данной системы разработанные технические стандарты, нормы и регламенты профильных СРО, развивая и совершенствуя их в соответствии с требованиями цивилизованного рынка бурения на воду.

Считать целесообразным обязательное для всех бурильщиков на воду членство в СРО. Разработать и принять действенные меры для выявления как «теневых бурильщиков», так и «фирм-пустышек», не имеющих буровой техники и занимающихся только посредничеством.

   6. Всесторонне изучить существующую практику взаимодействия различных субъектов рынка бурения на воду и разработать предложения по совершенствованию механизмов саморегулирования при взаимодействиях бурильщиков на воду с населением, заказчиками на промышленное бурение и органами власти. Проект должен исходить из принципа минимизации организационных процедур, максимального удобства и простоты взаимодействия населения и заказчиков с компаниями, работающими с подземными водами. Необходимо максимально широко применить «уведомительный» принцип получения разрешений на бурение и регистрацию скважин для физических лиц. Введение новых форм взаимодействия на рынке бурения на воду должно перевести этот рынок из состояния стихийности к современным цивилизованным формам самоорганизации.

   7. Рекомендовать создать при СРО НП «Объединение бурильщиков на воду» постоянно действующую рабочую группу по разработке проектов законов, федеральных и региональных целевых программ и предложений в сфере управления и регулирования подземными водными ресурсами, а также реализации других предложений конференции. Целесообразно начать регулярный мониторинг деятельности хозяйствующих субъектов рынка подземных вод для формирования объективных характеристик их деловой репутации.

   8. Уполномочить СРО НП «Объединение бурильщиков на воду» наладить взаимодействие с законодательными, исполнительными и местными органами власти с целью их ознакомления с разработанными рабочей группой проектами законов, федеральных целевых программ и предложений в сфере управления и регулирования подземными водными ресурсами, предложений в области совершенствования механизмов взаимодействия различных субъектов рынка бурения на воду. Считать важнейшим направлением работы СРО НП «Объединение бурильщиков на воду» поиск путей организации эффективного партнерства с государством с целью создания цивилизованного рынка работы с подземными водными ресурсами в России.

 

« Все новости