В трех регионах стартует эксперимент, призванный предотвратить потери воды

30 ноября 2022

  В трех регионах стартует эксперимент, призванный предотвратить потери воды

Эксперимент по созданию единого информационного ресурса о подземных и поверхностных водных объектах, используемых для питьевого водоснабжения, собираются начать с 1 января в Чеченской Республике, Ставропольском крае и Тульской области. Эти регионы должны будут пересчитать и занести в реестр все источники питьевой воды. Предполагается, что это позволит проконтролировать потери и выявить места незаконной добычи. Насколько остро стоит проблема с питьевой водой в России, разбирались «Известия».
О проведении эксперимента по созданию единого информационного ресурса об объектах питьевого водоснабжения говорится в проекте постановления Минприроды, который был опубликован на днях. Эксперимент должен продлиться в течение года. Новая информационная система будет называться «Питьевое водоснабжение», а отвечать за нее будет Федеральное агентство по недропользованию.
Предполагается, что такая система позволит оценить запасы питьевой воды, проконтролировать ее потери при добыче и транспортировке. Будут выявлены и места незаконной добычи воды.
В реестр внесут все источники воды вне зависимости от их местонахождения: это могут быть и поверхностные объекты вроде рек, озер и водохранилищ, и подземные воды.


Одновременно опубликован законопроект, вносящий изменения в ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» — он дополняется ст. 39.1, в которой описывается информационная система «Питьевое водоснабжение». Там говорится, что эта система нужна для учета, планирования и разработки мероприятий «по рациональному использованию и охране недр, водных объектов, предотвращению негативного воздействия на них, предотвращения загрязнения водосборных площадей».
В информсистеме будут данные о подземных и поверхностных водных объектах, о минеральных водах, лечебных грязях, о водосборных площадях подземных водных объектов, местах их залегания. Также будет собираться информация об использовании водных объектов — о потреблении воды, объемах забора, потерях при транспортировке. Информсистема должна содержать данные о водоохранных зонах, прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования. Будут внесены в реестр решения о предоставлении водных объектов в пользование, договоры водопользования и другие документы.

— Сейчас информация о водных объектах, которые используются для питьевого водоснабжения, аккумулируется в различных ведомствах: Роснедра, Росводресурсы, Роспотребнадзор и уполномоченные органы региональных властей, — пояснили «Известиям» в Минприроды. — Такая ситуация приводит к раздробленному управлению водными ресурсами, недостаточному контролю за их состоянием и рациональным использованием, что особенно важно при обеспечении качественной питьевой водой вододефицитных регионов.

Минприроды поясняет, что благодаря информационной системе удастся отслеживать в том числе несанкционированную добычу воды, так как в информационном ресурсе будет содержаться «максимально полная информация» о поверхностных и подземных водных питьевых объектах.

— Все данные по водным объектам теперь будут на виду, сопоставив их, легко будет обнаружить те, которые используются с нарушением законодательства, — заявили в министерстве.

Доцент кафедры гидрогеологии и инженерной геологии Института наук о Земле, кандидат геолого-минералогических наук Елена Каюкова в комментарии «Известиям» подчеркнула, что проблема незаконной добычи питьевой воды очень серьезна — особенно в тех регионах, где этот ресурс в дефиците.
— В таких регионах достаточно много несанкционированных скважин, и в летний период кому-то не хватает воды для питья, а кто-то заполняет питьевой водой бассейн, поливает свой огород, — говорит она.
По ее мнению, решить проблему созданием единого реестра источников питьевой воды не удастся, но этот проект она называет крайне важным, так как он привлекает внимание к существующей проблеме.
Доцент кафедры гидроэкологии геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат геолого-минералогических наук Алексей Маслов отмечает, что проблема такая существует, но причина может быть в том числе в неправильном учете, так как данные могут не передавать не только маленькие водопользователи — условные дачники, — но и крупные ресурсоснабжающие предприятия, например, просто по причине недостаточно качественного учетного оборудования.
Не так давно, к слову, в Удмуртии прокуратура приостановила незаконную добычу подземных вод в Дебесском районе, и делало это как раз крупное предприятие — МУП «Теплосети». Выяснилось, что оно незаконно пользуется недрами для добычи подземных вод из артезианской скважины № 842 в деревне Чепык и поставляло воду населению и компаниям без лицензии на это.
Глава международной ассоциации гидрогеологов в РФ, гендиректор Водного центра Санкт-Петербургского государственного университета Алексей Тудвачев замечает, что проблема незаконной добычи воды «весьма актуальна» для России, но оценить масштабы затруднительно.
— Все привыкли к тому, что страна у нас большая, а вода бесплатная и ее очень много, — рассказал он «Известиям». — Следует сюда добавить и необратимое загрязнение источников водоснабжения, в том числе подземных вод — стратегических источников водоснабжения населения на случай химического или ядерного заражения.
По его словам, кроме незаконных врезок в водные объекты процветает бесконтрольное «огородное бурение» скважин на стратегические водоносные горизонты, для которого не требуется никаких лицензий  и разрешений — и, соответственно, компетенций.
Автор текста - Сергей Гурьянов
Полный текст статьи - Известия

 

« Все новости