Гуманитарный кризис Крыма: РАН подключается к решению проблем водной безопасности полуострова

29 ноября 2021

Гуманитарный кризис Крыма: РАН подключается к решению проблем водной безопасности полуострова

«Проблема водоснабжения Крыма будет решена уже в ближайшие месяцы» – с такими заголовками выходили издания федеральных и региональных СМИ еще осенью 2020 года, ссылаясь на разработку и реализацию Правительством плана по насыщению региона водой в 2020-2024 гг. В русле этих решений в конце октября 2021 г. в Симферополе под председательством директора Института водным проблем РНА, чл.-корр. А.Н. Гельфана состоялась научно-организационная сессия «Актуальные вопросы обеспечения водной и водно-экологической безопасности Крыма», посвященная вопросам водообеспеченности Крыма и управлению риском наводнений. Сессия была организована ИВП РАН на базе Научно-исследовательского института сельского хозяйства Крыма (НИИСХК, Симферополь). В работе сессии приняли участие представители ведущих научных организаций России: члены РАН, известные ученые в области гидрологии, климатологии, геологии, геоморфологии из МГУ им. М.В. Ломоносова, Института географии РАН, Морского гидрофизического института РАН, Института сельского хозяйства Крыма, Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского и др.

На открытии Сессии выступил президент РАН А.М. Сергеев. Он подчеркнул, что Форум является закономерным продолжением планомерной работы РАН по научному обеспечению хозяйственной деятельности в Крыму. В 2018 году Академия наук создала Научно-технический совет Крыма, в повестке дня которого первое место занимают вопросы водообеспечения. В 2020 году по инициативе РАН Минобрнауки открыло Южный филиал ИВП РАН для исследования вопросов, связанных с дефицитом воды, защитой от наводнений, задачами обеспечения достойного качества поверхностных и подземных вод.

Первый день Сессии был посвящен научной конференции с докладами специалистов о современных подходах к оценке и прогнозированию режима поверхностных, подземных и почвенных вод Крыма, управлению водными ресурсами и риском наводнений, созданию цифровых технологий поддержки принятия водохозяйственных решений, а также о перспективах изменения климата на полуострове. С постановочным докладом выступил Научный руководитель ИВП РАН РАН, чл.-корр. В.И. Данилов-Данильян. Он отметил, что, как показало глубоководное бурение Азовского моря в июле 2021 года, мифом оказалось и существование под его дном потока пресных вод. По данным анализов, уже сейчас, до начала эксплуатации, соленость воды в этом горизонте практически соответствует солености воды в Азовском море – более 10 промилле против 14 промилле. Если все же начать эксплуатацию этого источника с последующей деминерализацией воды, пустоты после откачек начнут пополняться морской водой, в результате чего источник будет быстро потерян. Строительство опреснителей морских вод потребует как огромного количества энергии, так и необходимости захоронения побочного продукта при опреснении – рапы, тех солей, что содержались в морской воде. Соленость Черного моря – 18 промилле, один городской житель по нормам СанПИНа потребляет около 150 литров воды в сутки, получается, только для обеспечения населения Ялты (80 тысяч человек без гостей!) требуется около 12 миллионов литров воды в сутки, что приведет к образованию ежесуточно около 216 тонн сухих солей и в несколько раз большего количества рапы. Если, как планируется в некоторых проектах, захоранивать отходы от опреснителей глубоко в море, под слой температурного скачка, то их придется сначала охлаждать до 4 градусов. Иначе теплые отходы вызовут перемешивание и разрушение слоя скачка с дальнейшим подъемом к поверхности холодных вод и выходом на поверхность моря, например, сероводорода.

Что же делать? Каков выход для Крыма – региона с 2-миллионным населением и огромным числом туристов? Территорией с идеальными для сельского хозяйства температурными условиями, где при наличии воды можно вырастить почти все? Как отметил В.И. Данилов-Данильян, проблема усугубляется тем, что мы до сих пор не знаем, сколько воды есть в Крыму. Оценки разнятся почти в два раза: от 400 до 700 кубометров в год. Массовый мониторинг режима поверхностных и подземных вод Крыма осуществлялся в советские годы, с максимальным числом пунктов наблюдений в 1960-е, и с той поры значительно сократился. Для решения задачи оценки водных ресурсов могут помочь как реорганизация и расширение сети наблюдений, так и новые геофизические методы глубокого сканирования территории Крыма до глубины 300 метров.

Во второй день прошел круглый стол, участники которого приняли обращение в Правительство РФ о необходимости включения в Госпрограмму в области научно-технического развития России федеральной научно-технической программы обеспечения водной и водно-экологической безопасности Крымского полуострова. Было также подписано Соглашение о создании научно-исследовательского консорциума «Водная безопасность Крыма» в составе ведущих институтов РАН, МГУ и КФУ, в котоырй вошле и ИГ РАН.

О водных проблемах Крыма и путях их решения мы поговорили с участниками Сессии от Института географии РАН – заместителем директора Андреем Паниным и и.о. заведующего лабораторией гидрологии Екатериной Кашутиной.

По словам ученых, после перекрытия в 2014 году Северо-Крымского канала Крым оказался в ситуации водного дефицита, катастрофического, в первую очередь, для его сельского хозяйства. И если после этого события первые годы были многоводными и достаточными для обеспечения потребностей населения и сельского хозяйства, то средний по водности 2019 год и особенно последовавший за ним маловодный 2020 год резко обострили ситуацию нехватки воды в Крыму. А 2021 год с его катастрофическими ливневыми паводками показал, что помимо дефицита влаги существует и противоположная проблема – внезапная, лишняя и очень быстрая вода, которая скатывается с водосборов в море, попутно разрушая инфраструктуру и нанося ущерб обществу и экономике.

«Для решения проблемы дефицита воды появились различные проекты, призванные спасти население и экономику полуострова, зачастую плохо обоснованные как с финансовой, так и с научной – в том числе экологической – точек зрения, – говорит Андрей Панин. – Например, предлагалось перебрасывать в регион воды Кубани, несмотря на недостаток воды в ее бассейне. Предлагавшиеся и частично реализованные закачки подземных вод Крыма в опустевший Крымский канал приводят не только к потере водных ресурсов за счет испарения с водной поверхности, но и к фильтрации вод из канала, подъему и засолению грунтовых вод. Предлагаемые откачки подземных вод на прибрежных территориях Крымского полуострова могут привести к поступлению морских вод в подземные горизонты».

Но есть и хорошие новости: люди жили в Крыму и занимались сельским хозяйством с незапамятных времен, причем даже в античные времена численность некоторых прибрежных поселений была сопоставима с современными городами Крыма. «Жители владели технологиями сбора – в том числе из воздуха – и сохранения воды в подземных емкостях, – говорит Екатерина Кашутина. – С незапамятных времен в Китае существует опыт выращивания одной из самых влаголюбивых культур – риса – в условиях жесткого дефицита влаги на искусственных террасах в гористой местности при условии обязательного сохранения лесов в верхней части гор. Современный опыт государств, в первую очередь Израиля, находящихся в гораздо более жестких условиях дефицита воды и при этом ставших мировыми поставщиками продовольствия за счет применения умных систем орошения и жесткой экономии воды, говорит о том, что проблема водных ресурсов Крыма может быть решена за счет собственных водных ресурсов, в первую очередь – с привлечением современных научных и практических подходов. Без сомнения, – продолжает ученый, – некоторые решения, нацеленные, в первую очередь, на учет и дальнейшее лимитирование использования воды могут быть достаточно непривычными для населения и экономики Крыма, привыкших к практически неограниченному поступлению воды по Северо-Крымскому каналу. Однако ситуация меняется, и это связано не только с политическими событиями, но и с происходящими и ожидающимися климатическими изменениями, к сожалению, усиливающими водный дефицит Крыма. И здесь свою роль в обеспечении людей водой и решении создавшегося гуманитарного кризиса обязана сыграть российская наука».
Источник - Селдон Новости

 

« Все новости